Роль игры и игрушек в подготовке детей к школе

Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать психолого – педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игр и хранении я игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности.

Роль игры и игрушек в подготовке детей к школе

 

Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать психолого – педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игр и хранении я игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно т тоже, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.

 

«…Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» - эти строки написаны М.Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.

 

№ п/п

Знания и умения ребенка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу

Тематическая направленность игр

1.

Ребенок должен знать:

  • свое имя, отчество, фамилию, возраст;
  • имена, отчества, фамилии родителей;
  • всех членов семьи

Настольные игры, пособия пазлы, лото (в том числе звуковые), викторины, наборы фотографий, карты и т. д. из различных материалов на темы: «Семья», «Моя квартира», «История города».

Конструкторы и строительные наборы на тему: «Дом», «Деревянная избушка», «Фермер», «Храм» и др.

2.

  • название города в котором он живет;
  • свой домашний адрес;
  • основные достопримечательности родного города

3.

Ребенок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности

Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы): «Улица», «Опасные ситуации», «Опасно – безопасно», «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Дорога», «Светофор», «Горящий дом» и др.

4.

Различные виды транспорта

Домино, конструкторы, лото, наглядно – дидактические пособия, рамки вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный , железнодорожный и др.). игрушечные машины, в т.ч. специальные (пожарная, скорая помощи, трейлер, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.)

5.

Иметь представление о различных профессиях

Настольно – печатные и развивающие игры, лото, дидактические наборы, конструкторы на темы: «Профессия», «Спасатели», «Парикмахерская», «Пожарная станция», «Супермаркет», «Мини – магазин», «Мастерская» и т.д.

6.

Правильно называть:

  • месяцы года;
  • последовательность времен года.

Знать основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года

Объемные лото, настольно – печатные игры, дидактические наборы, лото и домино, например: «Времена года», «Многоцветный круг», «Сказочный круг», «Календарь погоды» и др.

7.

Помнить название и порядок дней недели

Лото, домино, настольно – печатные и развивающие игры, конструкторы. Например, «Все о времени», «Я учу дни недели», «Веселый распорядок дня» и т.д.

8.

Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких и северных странах; знать их повадки и отличия, названия детенышей; иметь представления о зимующих и перелетных птицах

Игрушки, изображающие животных и их детенышей, лото, домино, настольно – печатные и развивающие игры, например: «Семья ягненка (жеребенка, козленка, поросенка)»; «Кто чья мама?», «Дикие (домашние) Животные и их детеныши»; «Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и ее обитатели», «В мире животных (Кто где живет?)», «Живая природа», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» и др.

9.

Знать и различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания

Дидактические пособия, лото (в т.ч. объемные), развивающие игры, кубики, мозаики, настольно – печатные игры, например: «Корзина с фруктами или овощами», «Фрукты», «Овощи», «Лесные ягоды», «Ягоды садовые». «Где мы растем?», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья» и др.

10.

Уметь:

  • рассказывать русские народные сказки;
  • последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ;
  • составлять рассказ по картине

Настольно – печатные игры, наглядно – дидактические пособия, кукольный театр и т.д., например: «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Играем в театр», «Русские народные сказки», «Опорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь», «Незнайка в солнечном городе» и др.

1.

Ребенок должен:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять количество и последовательность звуков в словах;
  • делить слова на слоги

Настольно – печатные и развивающие игры, наглядно – дидактические пособия, игры в слова, например «Заселяем домик», «Звуки», «Веселые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первой букве» и др.

12.

Различать и правильно называть геометрические фигуры:

  • круг
  • квадрат
  • треугольник
  • прямоугольник
  • овал

Дидактические наборы, настольно – печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры, Например: «Форма», «Геометрические фигуры», «Цветная геометрия», «Квадраты», «Геометрические формы» и др.

13.

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ)

Дидактические игры «Не ошибись!», «Найди по описанию» и т.д.

14.

Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10

Развивающие и логические игры «Математика 1.2,3», «Математические весы», «Счетные кубики», «Математические яйца», «Играем в математику», «Веселый счет», «Юный математик», «Первый счет», «Счетные палочки Кюизезенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Считалочка с русалочкой», «Считалочка с Маугли», «Умное домино» и т.д.

15.

Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, проводить горизонтальные и вертикальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры

Развивающие и логические игры, дидактические пособия из различных материалов, например: «Геометрическая мозаика», «Моторика 1,2,3», «Трафареты», «Умные клеточки 1,2,3»

16.

Развивать память, внимание, мышление

Логические игры и дидактические пособия на разных материалах, например «Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Смотри, играй, запоминай», «Морской бой» и др.