ПОИГРАЙ-КА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

ПОИГРАЙ-КА

(ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ)

 

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД

Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут - утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и больше в зависимости от возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.

Желательно также отмечать изменения в природе и окружающей вас обстановке.

ИГРЫ В ВАННОЙ КОМНАТЕ

В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятием «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке», «через край».

В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5 - 1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.

ИГРЫ МЕЖДУ ДЕЛОМ

Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. ”Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так.“. С этими словами взрослый стряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет за собой, проводит ладонью по любой поверхности (”Шуршалки“), а еще можно играть в ”Звенелки“, ”Стучалки“, ”Скрипелки“ и т.д.

Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок мог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любимую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.

Самый простой способ смастерить куклу - это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.

 

ИГРЫ НА КУХНЕ

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий сой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательным могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления очень прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить пищевыми красками), 2 столовые ложки растительного масла - все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь есть всегда возможности постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льется и капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в пустой стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Прислушайтесь с ребенком ук гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук ”с“. Что можно приготовить? (салат, сырники, морс, суп, мусс и т.д.) придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук ”ч“ (чашка, чайник), звук ”л“ (ложка, вилка, салатник, тарелка, блюдо) и т.д.

Покажите ребенку продукты, из которых вы хотите приготовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук ”р“. Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р- р-тофель или капусту? Ар-р-буз или дыню? Пер-р-сики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?»

Замени первый звук в моих словах звуком ”щ“ и назови новое получившееся слово. Был кит, а стал …щит; была тучка, получилась щучка; река… щека; венок…щенок; мель…щель.

Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

Угостим друг друга ”вкусными“ словами. Ребенок называет ”вкусное“ слово и кладет его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не ”съедите“ все. Можно поиграть в ”кислые“, ”соленые“, ”горькие “ слова.

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе?(кофеварка). Режет овощи? (овощерезка). Мелет кофе? (кофемолка). Выжимает сок? (соковыжималка).

Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Особой любовью пользуется шутка ”Закрой глаза - открой рот“. Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблочка, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы ”затевать пироги“, но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из его можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обыкновенных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь ”настоящий“ грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса - вот она долгожданная тишина, а ”умелые ручки“, вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.

У малышей самый любимый предмет на кухне - венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Подвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). Дайте ребенку щипцы и попросите, перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидоров, зелени, моркови, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.

Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы по вкусу. Положив, четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.

Бумажные стаканчики - прекрасный строительный материал. Пусть ребенок попробует поставить их один на другой, так чтобы не упали.

Из сухого завтрака ”Колечки“ могут получиться отличные бусы и браслеты.

Если ребенок знает сказку ”Три медведя“, можно предложить выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру ”Найди все круглое“.

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.