ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Развитие качеств творческой личности и формирование системного мышления дошкольников средствами технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики и, которые проявляются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной и других. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ -не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способных понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

  • выбирать объект и определять его функцию;
  • определять линию развития как собственно объекта, так и его функции;
  • выявлять составляющие объекта;
  • определять основания построения классификационной структуры, в которой находится объект;
  • осуществлять сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам, строить связи.

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект - подсистема; объект - надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.

Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог - формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра.

Рукводитель проекта: педагог-психолог Кондрухова О.В.

Участники: воспитатели зданий № 5,6

Мамедова Нурлана Акифовна
Ильина Ольга Сергеевна
Языкова Ольга Константиновна
Соколова Ирина Васильевна
Сазонова Галина Викторовна
Шушаева Татьяна Петровна

Подробнее: